По следам композитора Танеева и его бабушки, доброй барыни
Римма СЕРГЕЕВА.Фото: Петр Соколов.
Учительница биологии и химии Валентина Васильевна Худякова приехала в село Маринино Ковровского района по направлению как молодой специалист в 1964 году. В тот год во Владимире открылась областная филармония, которой было присвоено имя Сергея Ивановича Танеева. А марининский старик Григорий Иванович Ульянов («ему за восемьдесят было», - вспоминает Валентина Васильевна) все твердил молодой учительнице, что у них тут места танеевские.
«Не верите - в церковь сходите, там плиты на кладбище с фамилиями Танеевых», - убеждал старожил. Очень хотелось Григорию Ивановичу, чтобы про Танеевых, к роду которых принадлежит и великий русский композитор, в Маринине помнили.
Старик Ульянов прожил долго - «лет до ста», по словам бывшей учительницы, кстати, проработавшей в школе всего десять лет, пока ту не закрыли, а потом еще тридцать лет заведовавшей марининской библиотекой. И вот наконец-то мечта Григория Ивановича сбылась: власть переменилась и стала возрождаться память о «родном пепелище и отеческих гробах». В начале октября 250-летний юбилей родовой усадьбы дворян Танеевых и 400-летие Танеевского имения - села Маринино - ознаменовались восстановлением комплекса поместья с деревянным домом 1758 г. постройки, Покровской церковью и частью парка с прудом.
Усадьба дворян Танеевых стала первой, восстановленной по целевой областной программе. Немало усилий приложили власти района и всю душу отдали организации музейного ансамбля краеведы и профессионалы-музейщики. На ремонт и оборудование старого дома помещиков Танеевых и обустройство сохранившейся территории усадьбы было израсходовано 3 млн рублей из областного и районного бюджетов. Марининцы тоже трудились не покладая рук, расчищая залежи мусора и облагораживая старинную липовую аллею.
Таких дуплистых вековых деревьев теперь в городах и в деревнях не встретить, а в усадьбе их пожалели - пускай радуют глаз, пока они живые, хотя и очень старые. Но на смену великанам посадили молодые липы и туи. В парке, по материалам архивов, поставили беседку и скамейки белого цвета. Дорожки засыпали гравием. Красиво, тихо, благородно.
На церемонию открытия музея-усадьбы приезжали правнучки С.И.Танеева, почетные гости из района, Коврова, Владимира и Москвы. Праздник, как рассказывают очевидцы, удался: кому-то запомнились рыцарские бои, кого-то порадовали торговцы-ремесленники, приехавшие в Маринино на ярмарку, а кто-то пришел в восторг от самой возможности прикоснуться к истории.
После шумных торжеств в парке безлюдно. Журналистов «М» радушно встретила заведующая Марининским филиалом районного ДК Татьяна Алексеевна Фадеева, показавшая нам даже не один, а несколько музеев под одной крышей дворянского дома. Это и музей природы, с чучелами водящейся в этих краях живности, и экспозиция об усадьбах всей области - с гербами, фотографиями дворян, благородных былых поместий и их сегодняшних развалин, - даже если усадьба отдана интернату: денег-то на содержание и реставрацию нет. В помещичьем доме разместились конференц-зал и, главное, музей дворян Танеевых. Помимо копий подлинных портретов и фотографий, в интерьере гостиной и кабинета мебель просто соответствует эпохе. Но старинные часы бьют, а на старинном пианино можно играть - у него приличное звучание, и инструмент настроен.
Из материалов композиции можно узнать, что село Маринино - «дворянское гнездо» Танеевых - вошло в историю не только благодаря известному композитору. Родом отсюда была Лидия Делекторская, внучка местного священника, ставшая музой французского художника Анри Матисса. Ее очаровательная головка на рисунке, копия которого представлена в музее, заставляет вновь вспомнить прописную истину, что мир тесен.
По некоторым данным, Сергей Иванович Танеев приезжал в Маринино к бабушке, Наталье Гавриловне, и к дяде, Дмитрию Алексеевичу. Однако сотрудники ковровских музеев никакими документами, подтверждающими это, не располагают.
Село перед революцией у Танеевых купил их управляющий, Анисимов, и местные жители помнят его сына, Володю, потерявшего в детстве руку. Его марининцы звали Володя Барский. В 20-х годах прошлого века Барских из имения «попросили», и в помещичьем доме расположилась сначала школа, потом библиотека, клуб, фельдшерско-акушерский пункт. Кстати, ФАП в торце помещичьего дома находится и по сию пору, а библиотека и клуб попали под музеефикацию усадьбы и стали образцово-показательными для деревни. Молодежь и пожилые приходят сюда брать книги. Здесь же проводится кружковая работа, и даже бывают дискотеки. А вот Покровская церковь, построенная Танеевыми при усадьбе, не восстановлена. В престольный праздник сюда приезжает батюшка, служит молебен, после чего селяне идут крестным ходом вокруг храма.
Почитатель дворян Танеевых и великого Сергея Ивановича дядя Гриша, умерший в столетнем возрасте, все-таки убедил учителей Марининской школы сделать альбом о владельцах усадьбы и их потомках. Но альбом с фотографиями потом куда-то пропал. Из рассказов дяди Гриши бывшая учительница Худякова помнит, что усадьба Танеевых была куда обширнее, а землю сюда на лошадях привозили из Тамбовской губернии. «Не зря автобусы-то, на праздник привозившие гостей, в черноземе увязли», - говорит Валентина Васильевна. Старожил Ульянов еще рассказывал, что последняя хозяйка дворянского гнезда, бабушка композитора Наталья Гавриловна была очень доброй, угощала детей пирогами. Кухня у барыни была в пристройке к дому, ныне не сохранившейся, со стороны сегодняшнего ФАПа. «А других композиторов и музыкантов в селе не водилось, - рассказывает Валентина Васильевна. - Гармонист-то, правда, был, и жена Володи Барского - Наташа - в самодеятельности пела. К нам в Маринино Лемешкин приезжал и гармонисты Заволокины».